Созидательная роль искусства

Мы встретились, чтобы поговорить о созидательной роли искусства. Как вы видите, какова роль искусства в том, как мы воспринимаем общество? Как искусство влияет на наше восприятие мира?

АЗИЗ: Надо начать с того, что искусство бывает разное. В любом виде искусства –  живописи, музыке, балете, кино – если человек создает, вкладывая душу и сердце, человек-творец должен отвечать за свой род деятельности, чтобы оно приносило пользу, чтобы искусство не извращало людей. Если мы создаем – мы  изначально ставим цель – не просто заработать деньги, а ставим задачу перед собой, что искусство будет формировать у человека ценности, мировоззрение, которое будет способствовать тому, чтобы наш мир менялся в лучшую сторону. Мы сейчас часто видим, что происходит подмена понятий, псевдоискусство, которое разлагает народ.

Искусство – это совокупность деятельности человека, прежде всего интеллектуальной, того, чем он наполнен изнутри. Поэтому здесь нужно тонко понимать, что искусство должно служить тому, чтобы человек развивался, духовно рос и чувствовал, что его место в этом мире – делать так, чтобы другому человеку стало лучше, комфортнее. Тогда роль искусства будет выполняться. Мы будем нести созидательную функцию, помогать, чтобы ребенок воспитывался в культурной среде, под влиянием духовного воздействия. Тогда естественно, он будет понимать, что его цель создавать, не разрушать.

Это я говорю из своего опыта, когда я сам столкнулся с искусством, стал понимать, что в искусстве есть мощная созидательная духовная сила, она помогает прежде всего мне самому духовно расти.  

Вы связываете искусство с духовным ростом, что это оказывает влияние на душу человека. Могли бы вы больше рассказать о природе этой связи между искусством и присущим человеку – тягой к прекрасному?

НАТАЛИЯ: Здравствуйте. Вопросы, которые здесь  поднимаются – очень важны. Когда ребенок рождается, у него есть тяга к творчеству, это естественная потребность в самовыражении. Изначально мы созданы так, что творчество живет в нас. Другое дело, как поддержать или не поддержать в ребенке это начало. Здесь мне хотелось привести слова Николая Константиновича Рериха, известного художника и философа о том, как искусство может возвысить и направить в нужное русло человека. Он придавал искусству огромное значение и рассматривал его в синтезе, без отрыва от жизни человека:

“Семья во всех учениях всегда указывалась как устои всего будущего. В семье закладываются основы воспитания, основы характера ребенка, его склонности. Формируются его способности, этнические навыки, основы мировоззрения. Семья во многом определяет будущую судьбу ребенка, является очагом уроков сотрудничества. Без укрепления основ семьи – нельзя мыслить и о строении государства…”

Возвращаясь к искусству – он считал, что

“Именно искусство приближает людей к постижению сути вещей, к пониманию истинной красоты и добра, следовательно, в эволюции человечества  его значение огромно”. 

И сама я преподавала много лет здесь, в музее Кастеева, в изостудии, нам приводили детей 3-4 лет. Мы наблюдали, как ребенок менялся, как он постигал мир красоты, без которого, по сути, невозможно совершенствоваться. 

АЗИЗ: Любой вид искусства идет от человека и для человека. В основе всегда лежит человек. Даже если мы говорим о природе – говорим о гармонии человека с природой. 

Все искусство – в первую очередь направлено на то, чтобы человек научился быть человеком. Это намного важнее. Не для того, чтобы стать “крутым” режиссером, сценаристом или художником. Мы себя воспитываем, раз нас создали Homo sapiens – мы должны эту способность которую нам дали – наш разум, способность любить – использовать по максимуму. Человек через искусство становится более человечным, более сострадающим. 

Если брать мой личный пример – я в возрасте 30 лет поступил в Академию искусств, моя жизнь поделилась на период “до” искусства и “после”. 

Была еще одна главная причина – в детстве я много читал, носил книги за пазухой. Сейчас детей все-таки необходимо приучать к чтению. Этот мир, который я постигал через чтение, мировую классику – наполнял меня. Это задало базу, которая помогла мне понимать другого человека, понимать в целом общество, я стал задавать вопросы – кто я. Важно понять – кто ты, какое твое место в обществе.

Есть ли смысл? Если ты просто живешь, выполняешь какие-то функции – дом, семья, работа – это одно. Но важнее, когда ты понимаешь свое место в обществе, свое важное значение, когда ты понимаешь, насколько ты можешь быть полезен людям.  

Я считаю, что человек – если он свою профессию любит, относится к тому, что делает с душой – то это и есть искусство – быть педагогом, оратором, художником. Здесь важность искусства на формирование общества бесспорно. Иначе мы вернулись бы на низкий уровень и было бы сложно творить. Когда человек творит, созидает – он приближается к Богу, возвышается. Это дает особое понимание в этом мире и ты начинаешь ценить, понимать, что в жизни – самое главное любовь. Когда человек это понимает – он может создавать то, что каждый год может менять мир, давать ориентиры молодежи – как не быть одиноким. Если человек одинок – у него нет цели, тогда это тянет его к низкому. Когда есть цель – через цель включается мотивация.

Радость в том, что когда пишешь сценарий – потом он превращается в живых людей, потом появляется команда, которая воплощает это в жизни. Через кино мы одухотворяем персонажей, закладываем характер, стремление и желание. Используя наших персонажей мы можем делать так, чтобы люди не чувствовали себя одинокими, чувствовали себя частью Вселенной и были счастливыми. 

на фото: Наталия Баженова и Азиз Заиров (посередине) вместе с сотрудниками Офиса общественной информации сообщества бахаи Тимуром Чекпарбаевым и Ляззат Янгалиевой

НАТАЛИЯ: Мы находимся в государственном музее им. Абылхана Кастеева. Это то место, где искусство, творение человеческого гения соприкасается с обществом. Сюда люди приходят для того, чтобы впитать в себя эту красоту, энергетику каждого произведения. Влияние искусства на общество огромно, это основа продвижения человечества. В заключении мне хотелось привести цитату:

“Мы всегда испытываем эмоциональное, духовное воздействие произведений искусства… Любое место, там, где накоплены эти бесценные сокровища, будь то музей, картинная галерея,  храм или дворец – становится источником духовной энергии, необходимой человеку для эволюционного продвижения”. 

Вы сказали о миссии искусства, о том, что оно может возвышать. Любое искусство несет в себе какой-то посыл, нарратив, который имеет огромную силу, воздействует на людей. Как правило, произведения искусства отражают в какой-то мере реальность, что происходит вокруг. То, что мы видим  в сегодняшней реальности – мы видим много разобщения, наблюдаем рост предрассудков. Мы видим, что смотрят наши дети, к чему они привлекаются. Зачастую посыл, который они видят фоном – несет в себе агрессию, ведет не к надежде, а к разочарованию, к безысходности. Как искусство, имея мощную силу воздействовать, может объединять людей, будет наделять их силой?

АЗИЗ: Здесь возникает вопрос того, как мы свое искусство доносим до зрителей. К примеру, мы сейчас говорим о кино. Мы сняли картину, пусть некоммерческую, но которая несет огромный посыл, моральные вещи, то, что необходимо сегодня в обществе, нужно молодежи.   К сожалению, мы сталкиваемся с тем, что не кассовое кино не попадает к зрителю, не доходит до него. Это происходит потому, что в обществе в первую очередь стоят материальные ценности. Должно быть наоборот. Мы много лет жили так, что на первом месте у нас стояли материальные ценности. К чему мы пришли сегодня? К обескультуриванию народа, к тому, что наши дети не хотят читать книг, не хотят развиваться. Социально важные, арт-хаусные фильмы нужно показывать везде. Для этого нужно понимать – то что мы посеем, то и пожнем. Чтобы завтра не получать в обществе маргиналов, которых будет интересовать только то, что будет удовлетворять физические потребности, нужно показывать в школах кино, которое будет воспитывать, ввести предмет “кино” в школе. Зрители не ходят на арт-хаусные фильмы – потому что мы не воспитали к этому вкуса.

Когда я прихожу в ресторан или столовую – я выбираю меню. Необходимо составлять “духовное меню”. Необходимо, помимо того, что дети смотрят в интернете – показывать им глубокие фильмы, воспитывать вкус молодого поколения, прививать с детства, чтобы они разбирались. Показывать Тарковского, Феллини, Куросаву, всю мировую классику. 

У нас был подобный опыт в АРДИ (Ассоциация родителей детей-инвалидов). Мы ставили детям с инвалидностью арт-хаусные фильмы, обсуждали их. Мне поначалу говорили – “Ребята не поймут, у них нет образования”. Я спрашивал – “А кто их должен образовывать? Естественно они не поймут, но они должны с чего-то начинать”. Мы ставили фильмы, ребятам было интересно, они задавали вопросы, потом начали писать рецензии. 

Я думаю, взрослых поменять сложно. Если мы хотим в ближайшие 10-15 лет что-то изменить – сейчас необходимо закладывать в детей основы духовности, что самое ценное – любовь. Простые истины – дружба, альтруизм, то чего мы сейчас стесняемся – необходимо вернуть, чтобы мы не стеснялись, понимали, что самое главное – это быть человеком. Быть тем человеком, который думает о других, у которого душа болеет за общество.

 

Одно мнение про “Созидательная роль искусства

  1. Спасибо Азизу и Наталии, а также организаторам этого интервью, за развёрнутый разговор о воспитательной роли искусства. Тема важная, актуальная и каждому, кто это понимает, нужно непременно вводить предметы искусства, красоту в жизнь своих и своих близких.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *