Великие религиозные системы, направляющие человечество на протяжении тысячелетий, можно, по сути, рассматривать как одну разворачивающуюся религию, которая из века в век обновляется, раскрываясь по мере того, как человечество движется от одной стадии коллективного развития к другой. Религия — это система знания и практики, которая, вместе с наукой, продвигает цивилизацию вперед в ходе истории.
Сегодня религия не может быть точно такой же, какой она была в предыдущей эпохе. Многое из того, что в современном мире считается религией, необходимо, как верят бахаи, пересмотреть в свете основополагающих истин, утвержденных Бахауллой: единство Бога, единство религии и единство человечества.
«Посмотри внимательно, что в сем мире бытия все сущее нуждается в обновлении. Взгляни на окружающий тебя материальный мир, и ты увидишь происходящее в нем ныне великое обновление. Мысли изменились, образ жизни стал иным, науки и искусства расцветают, появились новые открытия и изобретения, восприятие обострилось. И возможно ли тогда, чтобы такая жизненно важная сила, как религия — залог великих успехов человечества, вернейший путь к достижению жизни вечной, источник бесконечного совершенства, свет обоих миров — не обновлялась?»
Бахаулла установил непреложный стандарт: если религия становится источником разъединения, отчуждения или разногласий — тем более насилия и террора — лучше обойтись без нее. Истинная религия познается по плодам. Религия должна явным образом возвышать человечество, способствовать единству, воспитывать добрый нрав, содействовать поиску истины, высвобождать человеческое сознание, продвигать социальную справедливость и содействовать улучшению мира. Истинная религия обеспечивает нравственную основу для гармоничных взаимоотношений между отдельными людьми, общинами и общественными институтами в многообразных и сложных социальных системах. Она воспитывает праведный характер, прививает терпение, сострадание, прощение, великодушие и приверженность высоким идеалам. Она запрещает причинение вреда другим и призывает души прилагать усилия на благо других. Она наделяет видением, охватывающим весь мир, и очищает сердце от эгоцентризма и предубеждений. Она вдохновляет их стремиться к материальному и духовному благополучию для всех, видеть свое счастье в благоденствии других, продвигать знание и науку, быть средством истинной радости и оживлять все человечество.
Религия признает, что истина одна, и посему она должна находиться в гармонии с наукой. Если наука и религия воспринимаются как взаимодополняющие, то они дают людям мощное средство для достижения новых и удивительных озарений по поводу реальности и для формирования окружающего их мира, и каждая система получает пользу от определенной степени влияния другой. Если наука не считается с точкой зрения религии, то может стать уязвимой перед догматическим материализмом. Религия без науки становится жертвой суеверия и слепого подражания прошлому. В Писаниях Бахаи говорится:
«Согласуйте ваши верования с наукой. Противоречий не существует, поскольку истина — одна. Когда религия, освобожденная от предрассудков, традиций и невежественных догм, проявит свою согласованность с наукой, в мире возникнет великая объединяющая и очищающая сила, которая уничтожит все войны, разногласия, раздоры и конфликты, и тогда человечество объединится силой Божественной Любви».
Истинная религия преображает человеческое сердце и вносит вклад в преобразование общества. Она дает понимание истинной природы человечества и принципов, в соответствии с которыми цивилизация может двигаться вперед. В этот критический момент человеческой истории единство человечества — основополагающий духовный принцип нашего времени. Это простое утверждение отражает глубокую истину, которая, как только будет признана, раскроет несостоятельность всех былых представлений о превосходстве какой-либо расы или нации. Это нечто большее, чем призыв к взаимному уважению и чувствам доброй воли между различными народами мира, сколь бы важными они ни были. Если смотреть на ее логический вывод, эта истина предполагает органическое изменение самóй структуры общества и поддерживающих его взаимоотношений.